Информация
13.09.2018
24.02.2019
Уровень готовности к школьному
обучению.
Задачи и направления в работе психологической службы в ДОУ.
          В
настоящее время проблема школьной готовности глубоко проработана  в
отечественной педагогической и психологической литературе.
         Напоминаем, что готовность к школе 
- слаженный, целостный психофизиологический комплекс.
       
  Какие
задачи необходимо решить педагогам и психологам в этот период работы с будущими
школьниками?
1.     
Выявить
уровень   готовности к школьному к обучению;
2.     
По
возможности компенсировать, устранить, восполнить пробелы, то есть повысить
уровень готовности к обучению к моменту прихода детей в первый класс;
3.     
Продумать
стратегию и тактику обучения педагогами детей с учетом, выявленных особенностей
и возможностей.
       
В соответствии с задачами выделяются основные
направления работы:
- психолога  –
педагогической  диагностика;
- психолога  –
педагогической   коррекция;
- консультации и
просвещение родителей;
- консультирование
педагогов по вопросам подготовки дошкольников к обучению в школе.
     
   Диагностика выявляет уровень готовности ребенка к усвоению
учебной  деятельности, а так же его индивидуальные возможности.
Посвящение и
консультирование родителей позволит решить некоторые   наметившиеся
или уже заявление о себе проблемы, еще до прихода в первый класс. Работа с
педагогами – это начало большой  аналитической деятельности.
        Давайте
расшифруем, что такое «параметры готовности к
школьному  обучению»:
              
Психическое здоровье -  состояние психики ребенка.  Если
оно находится в дисгармонии,  ребенку требуется помощь специалиста.
            
Психомоторика -  умение хорошо работать рукой: рисовать,  не заезжая за
край контура, проводить ровные линии, правильно держать карандаш.
            
Умение читать, считать, писать -  если ребенок читает по
слогам, умеет считать до 10 и обратно, может писать печатными буквами – это
сделает его обучение более успешным.
            
Умение общаться -  обеспечивает эффективность взаимодействие ребенка с другими
детьми, (умение слушать, знакомиться, задавать вопросы, отвечать на них,
поддерживать беседу).
            Умение
говорить  - показывает, как развита устная речь, произношение – в случае
нарушения требуется консультация логопеда. Развитее речи ребенка  тесно
связано с его общим психическим развитием.  Обычно потому как ребенок
говорит, можно судить, на сколько он развит в целом, готов ли он к обучению в
школе. 
           
Интеллектуальные процессы -   (ощущение,
восприятие, представление, память, внимание, воображение, мышление)  они
более всех  обеспечивают   учебную деятельность. Бывает так, что
будущий первоклассник умеет читать, писать и считать, но у него очень плохая
память, рассеянное внимание, поэтому у такого ребенка в школе возникают трудности.
И наоборот,  ребенок, у которого хорошо развита мыслительная сфера быстро
сможет догнать и перегнать своих одноклассников, которые уже умеют читать.
Именно поэтому больше времени  при подготовке к школе надо уделять
развитию интеллектуальных процессов.
            Предметные
знания  -  эрудиция, кругозор помогут
при изучении различных предметов.
           Эмоционально –
волевая сфера –  демонстрирует, как ребенок строит свои взаимоотношения с
окружающим миром. В норме положительные эмоции должны преобладать над
отрицательными. Но если ребенок не умеет управлять своими чувствами, не
выражает их совсем или проявляет чрезмерно ( тревога, радость, злость)
желательно консультация специалиста.
            
Мотивация к школе – показывает, насколько и как ребенок
настроен на школу и обучение.  Если ребенок не хочет вообще идти в школе
или хочет, но при условии, что ему что – то купят, значит, у ребенка нет
желания учиться. Он не ориентирован на успех в учебе (труд). Чтобы ребенок
захотел учиться, необходимо развивать у него потребность узнавать новое,
демонстрируйте ваш интерес к окружающему миру, приучайте ребенка трудиться
(работа по дому – это тоже труд), формируйте познавательный интерес.
            
Самооценка   -  свидетельствует о том,
как ребенок оценивает себя, свои успехи и неудачи.  В норме ребенок
должен  адекватно оценивать себя, но бывает, что самооценка либо завышена,
либо занижена.  Дети с завышенной самооценкой всегда считают, что виноват
кто – то или что – то. Сталкиваясь с трудностями, бросают начатое,  не
доводя его до конца.  Дети с заниженной самооценкой считают, что у них
ничего не получится, что они сами не смогут, часто тревожатся, легко ранимы.
Учите ребенка видеть свои преимущества, избегайте сравнивать с  другими детьми.
   Дисциплинированность и ответственности – качество 
без которых ребенок не сможет учиться. Знание  правил поведения,  а
главное умение следовать им  - вот над чем нужно работать.
Как лучше готовить ребенка к школе.
         
              Итак, вы скоро станете
родителями  школьников, это очень важная и интересна я миссия. Вы сможете
снова вспомнить свои школьные годы.  Однако не забывайте, что ваш ребенок
будет учиться в другое время, поэтому не стремитесь, чтобы период его обучения
был повторением вашего.
           
           Радуйтесь
вместе с ребенком его успехам, огорчайтесь вместе с ним по поводу его неудач, и
никогда не оставайтесь равнодушными – это залог успешного обучения в школе!
     
                    
Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в школу:
·        
Как это ни казалось бы Вам странным, но подготовку надо начинать задолго до
рождения ребенка, стараясь, чтоб беременность у мамы протекала без различных
неблагоприятных факторов анамнеза.
·        
После рождения ребенка, постараться довести удельный вес всех неблагоприятных
факторов анамнеза, имеющихся после родов, до минимальных величин.
·        
Заботиться о том, чтобы Ваш малыш благоприятно адаптировался к условиям
дошкольных учреждений.
·        
Знать возрастные нормы и особенности Вашего ребенка и, предъявлять ему
требования, лишь исходя из них.
·        
Ни в коем случае не отвергать ребенка, не занижать его самооценку.
·        
Создавать благоприятный климат для него в семье.
·        
Любить как прежде, может быть, немного больше, и дать ему об этом знать.
·        
Заранее поинтересоваться о компонентах школьной зрелости ребенка и своевременно
их развивать.
·        
Следить за умственным развитием ребенка.
·        
Создать условия для развития интеллекта, чтобы не было его задержки.
·        
Читать ребенку сказки и стихи.
·        
Учить с ним песни. Вместе слушать музыку. Смотреть мультфильмы, детское
кино.
·        
Хвалить его за первые рисунки.
·        
Водить в музеи, театры, цирк, зоопарк.
·        
Дарить как можно чаще разные игрушки, необходимые для его возраста.
·        
Приветствовать сюжетно-ролевые игры и режиссерскую игру.
·        
Любыми способами поощрять общение со сверстниками.
·        
Воспитывать мир чувств.
·        
Учить ребенка управлять эмоциями, быть эмоционально независимыми от Вас.
Пытаться уменьшить его тревожность.
·        
Следить за состоянием его здоровья, и заниматься реабилитацией всех выявленных
отклонений.
·        
Узнать у воспитателей заранее, хотя бы за год, насколько «зрел» или «не
зрел» ребенок, или провести самостоятельно ориентировочный тест школьной
зрелости ребенку дома.
·        
Если ребенок зрел, то, даже не смотря на это, психологически готовить его к
школе, ко всем тем трудностям, которые его там ждут.
·        
Если малыш, условно зрел и в состоянии учиться в обычной школе, необходимо
попытаться как-то сделать «зрелыми» даже «незрелые критерии», которые возможны,
используя рекомендации психолога и педиатра.
·        
Если ребенок Ваш не зрел, ни в коем случае не добивайтесь, чтобы его по Вашей
просьбе записали в школу. Вам надо выбрать только класс, который ему необходим,
который Вам посоветуют на медико-психологической комиссии.
Список литературы для родителей:
1.     
Бардин
К.В. «Если ваш ребенок не хочет учиться» М. , 1990г.
2.     
Башаева
Т.В. «Развитие восприятия у детей» Я. 2000г.
3.     
Божович
Л.И. «О мотивации учения» М. 1990г.
4.     
«Возрастная
и педагогическая психология» хрестоматия под ред. И.В. Дубровиной М. 2000г.
5.     
Гаврина
С. Е. «Я готовлюсь к школе» Я. 2000г.
6.     
Гиппенрейтер
Ю.Б. «Общаться с ребенком ,как?» М. 2002г.
7.     
Кашанов
Р. «Практическая психология для родителей или педагогика взаимности» М. 2004г.
8.     
Модестова
Т. В. «Скоро в школу» С. –  П. 2005г.
9.     
Светлова
И. «Большая книга заданий и упражнений на развитие интеллекта малышам» М.
2006г.
10. 
«Полная
энциклопедия подготовки к школе» составитель Степанова О.Л. М. 2007г.
11. 
Крупенчук
О.И.«Учим буквы» М. 2014г.